?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я как-то похвастался здесь, что приобрёл новый сковородник.
Это, кто не помнит - то, чем сковороду брать, в печь или на плиту ставить, ворочать - одним словом манипулировать ей всячески.




А вот ещё одно значение слова "сковородник" - так в Архангельской губернии называлась ржаная лепёшка, испечённая на скорую руку, но не на поду, а на сковороде. Как блин. В печи или на плите - да как угодно.

Владимир Даль приводит ещё один вариант названия такой лепёшки - сковородень.
Сковородень - синоним сковородника и как той самой приспособы для манипулирования. Короче - всё запутано. Или наоборот - всё легко и просто.

Слово сковорода, кстати, образовано от древнеславянского "сквара", что означало пламя, жар, огонь. В Великих Четьях-Минеях записано нечто устрашающее: "скварами жертв мерзких"...

В Домострое перечисляется несколько блюд, называемых "сковрадными". "Зайцы сковрадные" или "мени сковрадные" - это понятно, здесь объяснять ничего не надо.
Сейчас это прилагательное позабыто, осталось разве что "сковородная селянка", упомянутая ещё у Даля. Да и то, чаще говорят " на сковороде".

А вот знаете ли вы, милые люди, что такое "долгая сковорода"? Правильно, это противень. Умницы.

Сковородой на Руси попутно назывались:
нехитрый музыкальный инструмент, некое подобие оркестровых тарелок,
первый сноп в стоге,
печной свод,
рыба-камбала,
плоский подводный камень.

Ну а что касется лепёшки-сковородника, то в отличии от русского сочня, пекут его на сковородке - хоть и на плите - переворачивая с бока на бок.
Вариантов теста - тьма. Хоть сметанное, хоть простое пресное, хоть кислое-дрожжевое.
Когда нет времени испечь хлеб на завтрак или обед - замесите опару с мукой и маслицем в не слишком крутое тесто, да испеките - аккуратно прижимая деревянной лопаточкой к чуть промасленной сковороде.



Вот как я нынче с утра сделал.
И маслица сливочного сверху обильно.

Comments

( 24 комментариев — Добавить комментарий )
kryakva_marga
Feb. 18th, 2008 12:17 pm (UTC)
а чем вам слово "чапельник" не мило?
kare_l
Feb. 18th, 2008 12:23 pm (UTC)
Почему не мило? Очень даже мило. Хорошее слово.
pycm
Feb. 18th, 2008 12:46 pm (UTC)
+1 :)
kryakva_marga
Feb. 18th, 2008 01:12 pm (UTC)
угу... уходит слово-то красивое
babitto
Feb. 18th, 2008 01:07 pm (UTC)
«... или "мнихи сковрадные" — это понятно, здесь объяснять ничего не надо.» - Ну да. Мнихи. Чего тут объяснять...

;)
kare_l
Feb. 18th, 2008 01:16 pm (UTC)
Ой!
Не мнихи, а "мени сковрадные". Что-то меня занесло. Это я попутал с фразой из другого древнерусского документа, там посылали "пирози с мнихом".
Мних это монах, а мень - налим.
А у меня что-то кошмарненькое получилось.

Сейчас поправлю, виноват.
babitto
Feb. 18th, 2008 02:47 pm (UTC)
Налим — это хорошо... ;)
kabysh
Feb. 18th, 2008 02:12 pm (UTC)
Какие замечательные маленькие сковородочки. У моей деревенской бабушки, помню, было очень много всяческой чугунной посуды. Начиная от вот таких, на 1 яйцо, и заканчивая огромными чугунками (под которые даже отдельный ухват был). У меня из всего того богатства сейчас только 2 больших сковородки осталось.
Офтоп: видели этот грустный пост? http://community.livejournal.com/arch_heritage/33214.html
kare_l
Feb. 18th, 2008 02:39 pm (UTC)
Эти сковородочки тоже по наследству перешли.

Пост не просто грустный.
Я всё это видел своими глазами (не конкретно это место, а множество других - в самых разных районах Русского Севера). Это нужно знать и видеть всем, кто живёт в России. Тогда, возможно, у какой-то части соотечественников мозги включатся.
Всё-таки отмороженных идиотов, которым никогда не дано понять, что мы теряем вместе с этими деревнями - меньшинство. А прочих надо будить и тормошить. Может ещё что-то и успеем.
Хотя у меня пессимизма всё больше. Особенно в связи с последними событиями - у нас и в мире. Слишком всё друг с другом связано.
royalgirl
Feb. 18th, 2008 02:26 pm (UTC)
Аппетитно выглядит. А я тут недавно наконец-то купила настоящие чугунные сковороды, а то у нас уже очень старые :-)
kare_l
Feb. 18th, 2008 02:43 pm (UTC)
Старые чугунные сковороды?
Если они чугунные, то почти вечные.
Вот тем, которые на снимке - не меньше 80 лет, а я ими всё пользуюсь.
royalgirl
Feb. 18th, 2008 03:30 pm (UTC)
А я хочу старые на дачу отнести. Там еда и так всегда на воздухе вкуснее, а теперь и приготовить ее будет легче. Главное, что новые именно чугунные, а то как-то раз пришли в магазин, а продавщица по секрету рассказала, что у нас почти нет настоящего чугуна, все с добавками, а тут из Финляндии друг привез - грех отказываться. И главное, крышки от старых к ним идеально подходят :-)
begemotik64
Feb. 18th, 2008 04:11 pm (UTC)
Максим, кое-что важное не написали - что там за производитель на этикеточке сковородника? Я замучилась нормальный искать, разгибаются при попытке сковороду взять :(
abugaisky
Feb. 18th, 2008 04:28 pm (UTC)
Можно попробовать закалить слегка имеющиеся. Разогрей на газу докрасна и сунь в масло - будет и воронёный и покрепче держать будет. А то и в воду просто, если в масло страшно.
begemotik64
Feb. 18th, 2008 04:42 pm (UTC)
Я выбросила, штук 5 уже, купленные в разных местах :( Пришлось докупать сковороды чугунные с ручками, а без ручек теперь лежат в ожидании, промасленные :(
Не знаю, насколько поможет закалка, эти гнилые сковородники - только сковороду ухватишь, а оно клац - и разгибается. Это я теперь ученая, когда пробую, муж страхует, а с первым-то за раскаленную сковороду схватила и понесла - ладно, не на ноги :(
abugaisky
Feb. 18th, 2008 04:53 pm (UTC)
Может помочь, я так делал со всякой утварью. Понятно, там сталь мягкая, конструкционная, чего ждать?
begemotik64
Feb. 18th, 2008 05:38 pm (UTC)
Чего-чего :( Старый, совейских времен, сковородник, который пропал вместе с дачей, таких фортелей себе не позволял :(
begemotik64
Feb. 18th, 2008 05:52 pm (UTC)
В советские времена, получается, другая сталь была? А насчет закалки - в походе летом попробую, если к тому времени нормальным не разживусь. Есть у меня подозрение, что все то, что разгибается, поганая китайщина :(
indigo_child
Feb. 21st, 2008 12:40 am (UTC)
У бабушки моей сковородник, помнится, был тоже чугунный... Даже два: один для плиты, обычный, другой - для русской печки, на длинной ручке.
*впадает в тоску по печке и сковородникам*
kare_l
Feb. 19th, 2008 12:34 am (UTC)
Это обычная беда таких сковородников. Этот - какого-то новгородского завода. Пока держит нормально.
abugaisky
Feb. 18th, 2008 04:26 pm (UTC)
О, где-то на даче сохранился у меня такой, а сковородки безнадёжно утрачены при перестройке дачи и смене печи, к сожалению глубокому. Приходится всякими шведскими-французскими перебиваться. Кстати, увидел на днях отличный шведский чугунный казанок на 4,5 литра, с крышкой чугунной. Немного маловат, но зато 600 рублей всего и сделан хорошо, гладенький. Денег с собой не было, но заеду ещё раз непременно.
galka__
Feb. 18th, 2008 09:20 pm (UTC)
это яйцо большое или настолько маленькая сковородка?

у меня есть такая без ручки сковорода, но большая, 30 см в диаметре. сковордника не видела никогда. мне было бы страшно такую махину брать
kare_l
Feb. 19th, 2008 12:31 am (UTC)
Скорее сковорода маленькая. Аккурат на одно яйцо.
indigo_child
Feb. 21st, 2008 12:43 am (UTC)
Эх, "пропал калабуховский дом"...
Прочитала - и опять начала жалеть, что бабушкины чугунные сковородки в свое время не забрала. Со стажем вещи были, хорошие... Но чугуний везти всем было, конечно, лень. Теперь они утеряны :(
( 24 комментариев — Добавить комментарий )