?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В продолжение дискуссии в китченнахе о белорусской кухне.
Я темой той всерьёз заинтересовался и кое-что сыскал интересное.
По поводу самобытности кухни - остаюсь при своём мнении, здесь речь о другом.
Как известно, нынешняя Белоруссия, вместе с Витебском, присоединена была к России в конце восемнадцатого века (кое-что раньше, кое-что - позже). Вскоре после этого присоединения Сенат посылает в Витебск и окрест Гавриила Романовича Державина, того самого.
По результатам поездки Державин пишет генерал-прокурору Сената Петру Обольянинову письмо:

"Милостивый государь Петр Хрисанфович!

Имею честь донести Вашему высокопревосходительству, что на 25-е число ночью сего июня прибыл я в Витебск. Любопытствовал по дороге узнать цены хлебу, достаток в оном поселян и теперешнее состояние полей относительно на них нового урожая. Подъезжая к Великим Лукам, городу Псковской губернии принадлежащему, и в самом в нем рожь продается до 9 руб. четверть. С начала Белорусской губернии, по Велижской округе до Витебска — от 10 и до 12, а в раздробительности и выше, но в самом Витебске, как сказывают, не больше 9. Заходил я в близлежащее по большой дороге в сторонах некоторые владельческие селения и видел врасплох в бедных хижинах настоящий образ жизни поселян. Лучшие из них едят пушной, или пополам с мякиной, хлеб, доставая и тот покупкой и займом со дня на день на дневное пропитание, а другие употребляют пятую только долю ржи, смешивая с четырьмя частями мякины, иные же и до того не имеют, а едят вареный щавель или хлебают из отрубей и выжимок вареную, по их названию, кислицу, или самой жидкой кисельной сулой. От таковой пищи все вообще вялы, тощи и бледны, как мертвецы. Сравнивая их с самыми беднейшими великороссийскими крестьянами, не усумнился бы я сказать, что они находятся в самом жалостнейшем положении и терпят такой голод, который скоро их поморит и которого притом, судя по неимуществу, нигде у них ни в гумнах, ни в закромах никакого хлеба, ниже скота и домовых птиц (кроме инде только весьма малейшего количества лошадей и коров) — в полной мере едва ли отвратить возможные найдутся средства..."


Письмо длинное, это только его начало. Вкупе с материалами проверки причин такого положения - составляет весьма любопытный документ. Кто захочет подробностей - сам сыщет, всё в открытом доступе.
Главное то, что Сенат на это расследование откликается и проводит необходимые меры.
Нет, никакого абсолютного благополучия там и после того не наступает. Но голодного вымирания белорусы избегают.
А кухня национальная - либо только тогда и появляется - на стыке польской, литовской, русской и еврейской, либо - возрождается по каким-то стариковским рассказам. Кто это теперь знает...
Важно, что сейчас она существует именно как белорусская кухня. Что вряд-ли произошло без помощи "великорусского имперского шовинизма".

Comments

joska
Feb. 28th, 2008 01:45 pm (UTC)
Интересная дискусия. Но должен кое какими мнениями никак не согласиться.
Во-первых, то что называем в настоящее время "национальной" кухней это так же условное, как сама "нация".
Скорее это отражает культуру, имено ту, которая превратит местное сырьё в пищу.
При этом видимо различия именно в том, что данное сырьё как и чем приготовят и во что "превращается".
Во-вторых говорить о том, что национальная кухня якобы существует у богатых, которые имеют возможности для выбора сырья, неуместно. Гастрономия у всех соловий именно и развывается на основе старания умелих людей превратить сыревую базу в потребляемую бльюдо!
Самые вкусные блюда именно так и возникают, когда народ придумает как превратить данное сырьё в вкусное пище. Пример к этому огромное количество.
Не случайно Максим приведёт к этому примери из аутентичной кухни.
Могу сказать, что большинство венгерских специальностей возникли никак нет у богатых людей, которые как и у других наций "подмазывались" и других богчей, а наоборот, у тех которые придумывали, что из достающих им продуктов как и чего приготовить.
Хоть гуляши, хоть супы или боготый выбор кашей приготовились именно у бедных. и когда появылось новое сырьё как например перец, помидоры. катошка то из бешбармака вдруг стало гульяш. Разные гречки, кулеши дополнились картошкой разного типа приготовления.
От того что например руминская кухня использует много кукурузы наверно никак нельзя считать его например мексиканской, и также не говорить что поленту или мамалигу ели только бедные.
Наоборот!
Кухня родится всегда на пристонаробие и улучшается на боготых кухнях.
Так сдалали "карьеру" в французкой кухне всякие ползучие. То после огромной голодовки народ придумал как их исползовать для кухни. Потом вышедшие из низкого сословия "новые дворяне" Наполеона эти блюда (к которому они привыкли из дома) канонизировали из.
Так же например гульяш из требухи в Венгрии. Раньше его ел только пролетариат, и то самые бедные. Потом вышедшие на власть как то умудрились его поставить в менью элегантных ресторанов. И блюдо стало деликатесом!
Так, что судить о национальных кухнях надо не по "богачам2 а наоборот на простолюдие.