?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ещё раз про чугунки.

Чуть больше месяца назад в журнале прекрасной shakherezada зашёл разговор про русский чугунный горшок.
О том, что бывает он как эмалированным, так и без эмали внутри. Я уже писал на тему уходящего почти повсеместно из обихода русского чугунка, вот здесь, да этой стороны не касался.
Не готов сейчас всерьёз обсуждать преимущества тех и других чугунков. Сам пользуюсь чаще эмалированными. Такой горшок, конечно, всем хорош. Не надо его прокаливать, да и потом возни поменьше. Вот только... можете себе представить восточного мастера приготовления плова, орудующего в эмалированном казане?

Так вот - вспомнил я в тот разговор, что в моём деревенском доме, среди прочих необливных, имеется и горшок, произведённый в наше время. Тот, который вообще без какого-либо покрытия, один лишь шлифованный чугун. И пообещал я его сфотографировать и показать.
Всё как-то недосуг было, а сегодня выволок я его на редкое февральское солнышко и снял. Любуйтесь.




Купил я его несколько лет назад в каком-то сельпо, в глубинке. Производитель неизвестен, но вроде тогда мне было сказано, что завод белорусский. Вот что это там за клеймо с шестерёнкой, кто знает? Судя по шестерёнке той - чугунки эти - побочное производство какого-то машиностроительного завода.
Так что - жива традиция.






Comments

( 33 комментариев — Добавить комментарий )
dvonk
Feb. 10th, 2009 03:00 pm (UTC)
да, совет выбрать для плова эмалированный ле крузет - это лихо
kare_l
Feb. 10th, 2009 03:17 pm (UTC)
И на дрова его.
(no subject) - dvonk - Feb. 10th, 2009 03:18 pm (UTC) - Expand
oduvanchik_ya
Feb. 10th, 2009 03:08 pm (UTC)
Максим, скажите, не знаете ли Вы как спасти от ржавчины чугунную ступку? Я, разбирая антресоль у умершей тетушки, нашла такую. Сковородки и чугунки, я знаю, прокаливают с крупной солью, тут уместно такое действие?
kare_l
Feb. 10th, 2009 03:16 pm (UTC)
Так если там кроме чугуна ничего нет - почему бы не прокалить?
shakherezada
Feb. 10th, 2009 06:15 pm (UTC)
Ой, боюсь прокаливают с солью с целью снять старый нагар или машинное масло, а не ржавчину. Я чистила сковороду от многолетнего слоя ржавчины с помощью химии. Сначала жесткой металлической щеткой. Затем щелочным чистяще-моющим средством, на него - кислотным. Выдерживала так по часу. Затем снова щеткой. И так несколько циклов. Постепенно слой ржавчины размягчается, разрыхляется и сходит.
(no subject) - oduvanchik_ya - Feb. 10th, 2009 06:42 pm (UTC) - Expand
seffka
Feb. 10th, 2009 03:27 pm (UTC)
Это эмблема Слуцкого завода.
Как-то купил чугунок-гибрид этого завода (с эмблемой и сохранившейся этикеткой) - эмалированный исключительно внутри.
После n-циклов мытья-кипячения стойкий запах машинного масла + всплывающие масляные пятна не исчезли. Малодушно сдал его родственникам на дачу.

А завод - да, кроме посуды еще всяческую сантехнику штампует
seffka
Feb. 10th, 2009 03:31 pm (UTC)
епосуд
Re: епосуд - kare_l - Feb. 10th, 2009 07:46 pm (UTC) - Expand
М-да - seffka - Feb. 10th, 2009 08:43 pm (UTC) - Expand
kare_l
Feb. 10th, 2009 03:35 pm (UTC)
Спасибо. Значит в самом деле белорусский.

Так а Вы его обжигать не пробовали?
Вообще такие штуки следует обязательно перед первым использованием тщательно обжечь, либо в печи, либо на открытом огне. До тех пор, пока всё заводское масло не выгорит. А уж потом, тщательно вычистить, проварить в нём водичку, тщательно просушить на огне и снова прокалить, но уже с пищевым маслом. У меня на такое развлечение полдня обычно уходит.
(no subject) - seffka - Feb. 10th, 2009 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - Feb. 10th, 2009 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seffka - Feb. 10th, 2009 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollander - Feb. 10th, 2009 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seffka - Feb. 10th, 2009 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollander - Feb. 10th, 2009 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seffka - Feb. 10th, 2009 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollander - Feb. 10th, 2009 05:17 pm (UTC) - Expand
hollander
Feb. 10th, 2009 04:14 pm (UTC)
Ничего, если я тут встряну? В свое время я обнаружил у нас, на Беларуси, трех производителей чугунной посуды. При том, что в хоз. магазинах моего города её не густо. Но, в глубинке, в райцентрах её запросто можно купить, пользуется спросом, потому как во многих деревнях до сих пор готовят в печи, и, стало быть, востребован товар. К слову, газ проводить стали совсем недавно, до тех пор в Полесье, например, готовили и готовят (по моим сведениям, есесссно, я не претендую на глобальные обобщения) и на газовой плите(баллоны) и в печи. Потому "чугункИ" всё еще в ходу. К слову, горшки и кувшины("глечыки") из обожженой глины кустарного производства до сих в ходу и, более того, несмотря на то, что объемы производства упали, местные гончары гончарят и на телегах/машинах возят по деревням (и на рынки конечно же).
Если интересно - могу как-нибудь взять в руки камеру и запечатлеть парочку экземпляров и относительно новых (2-3 летней давности и нечатсого употребеления) и более старшие экземпляры, которым лет по 10-20 :)
kare_l
Feb. 10th, 2009 04:32 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно и здОрово!
В России тоже, слава Богу, кое-где всем этим добром пользуются.
Что касается глиняной посуды, то я и сам постоянно пользуюсь, например вот такими горшками. Хоть и старое, а в дело годится.
(no subject) - hollander - Feb. 10th, 2009 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - Feb. 10th, 2009 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - Feb. 10th, 2009 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollander - Feb. 11th, 2009 09:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - hollander - Feb. 11th, 2009 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - hollander - Feb. 11th, 2009 09:30 am (UTC) - Expand
yonsson
Feb. 10th, 2009 05:05 pm (UTC)
Некруглыми чугунками народ точно пользуется…

А какой толк от эмали? Легче мыть и от ржавчины спасает?
kare_l
Feb. 10th, 2009 05:41 pm (UTC)
Ну да, хотя при небольшом навыке - и неэмалированный чугун моется превосходно, а уж ржавчина на постоянно используемом - просто признак нерадивости хозяина.
shakherezada
Feb. 10th, 2009 06:26 pm (UTC)
Спасибо большое, Максим! И комментаторам тоже. Понемногу воспитываю своих тараканов. :) Но кислые щи все-таки поставила бы в глиняном горшке. А на предмет толщины стенки вы случайно не сравнивали старые и современные чугунки?
tama_me
Feb. 10th, 2009 08:32 pm (UTC)
да, это точно белорусский, у нас тоже с таким "клеймом", только внутри уже эмалированный, мама купила набор в Минске лет эдак 12-15 назад
dolsi
Mar. 12th, 2009 06:43 pm (UTC)
Максим, простите, а вы не знаете, где в Петербурге поискать чугуные сковородки? Чтоб выбор был? А то не знаю, куда податься в поисках:(
( 33 комментариев — Добавить комментарий )