?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Nov. 23rd, 2005

Я про "кулинарного" Булгакова уже писал,ежели кто помнит...
Вот еще кое-что про замечательную пьесу "Иван Васильевич".
У Булгакова в оригинале,между прочим,диалоги намного смешнее и тоньше,чем в знаменитом фильме. Гайдай не только "урезал" многие,очевидно "непроходные" фразы(написанные,кстати,в 1935 году),но и поменял детали быта 30-х годов на узнаваемые зрителями брежневской эпохи.
Так,патефон стал магнитофоном,торгсин - комиссионным магазином,радиопостановка "Псковитянка" превратилась в "Бориса Годунова" по ТВ-ящику....
Меня,впрочем,интересуют прежде всего кулинарные детали.
В сцене застолья в царских хоромах,что примечательно,у Булгакова совершенно нет того сказочного великолепия на столе,как в фильме.Зрители семидесятых,настоявшись в очередях за вареной колбасой и минтаем,бутафорские плошки с черной и красной икрой(про заморскую-баклажанную тоже Гайдай присочинил) воспринимали как абсолютно нереальную,поистине царскую роскошь..В отличии от современников Булгакова - в начале 30-х черная икра еще была вполне доступна и в Москве,а красную и вовсе не считали деликатесом.Вообще - под словом "икра" в России всегда разумели только икру черную,из осетровых рыб.
Вот только,что и вызывает восторженный возглас Милославского:

Тотчас стольники вносят блюда,за стольниками появляются гусляры.
Милославский.Нет,у них хорошо поставлено дело.В "Метрополе" ждешь,ждешь,пока тебе салатик подадут...Душу вымотают!..
Бунша.Это сон какой-то!
Милославский.(дьяку)Это что?
Дьяк.Почки заячьи верченые да головы щучьи с чесноком....икра,кормилец...Водка анисовая,приказная,кардамонная,как желаешь.
Милославский.Красота!..Царь,по стопочке с горячей закуской!(Пьет)


Почки заячьи и головы щучьи никак не могли быть изысканной закуской ни во время Ивана Грозного,ни среди вороватых управдомов постнэпманской Москвы. Дело в том,что названия этих блюд Булгаков дословно перенес в пьесу из "Домостроя",где они перечеслены среди полутора сотен прочих яств,рекомендуемых в повседневном потреблении.Звучат они вполне архаично,а особенной смысловой нагрузки для неискушенного зрителя не несут...
Таким же образом Булгаков ввел в пьесу исторически верную фразу:
"Не человечьим хотением,но Божием соизволением царь есмь!"
Правда,взята она из письма Стефану Баторию 1581года...
И песня "А не сильная туча затучилась,а не сильные громы грянули.Куда едет собака крымский царь." - тоже вполне аутентичная,её,среди прочих,записал в 1620 году на Руси англичанин Ричард Джемс.
Вот только...дважды вышел у Михаила Афанасьевича прокол с историческим соответствием...
Во-первых - до 1589 Русской Церковью правил Митрополит,а не Патриарх(действие пьесы происходит в 1571 году,судя по Марфе Васильевне),а во-вторых - Ивана Васильевича "Грозным" стали называть лишь спустя полвека после его кончины...
И вот еще...Про баклажанную-заморскую...Баклажаны в России появились в начале 18-го века,а то,что ныне называется баклажанной икрой - и того позднее.

Comments

( 10 комментариев — Добавить комментарий )
ezhinka
Nov. 22nd, 2005 02:02 pm (UTC)
Вот только...дважды вышел у Михаила Афанасьевича прокол с историческим соответствием...
Во-первых - до 1589 Русской Церковью правил Митрополит,а не Патриарх(действие пьесы происходит в 1571 году,судя по Марфе Васильевне),а во-вторых - Ивана Васильевича "Грозным" стали называть лишь спустя полвека после его кончины...
И вот еще...Про баклажанную-заморскую...Баклажаны в России появились в начале 18-го века,а то,что ныне называется баклажанной икрой - и того позднее.


Но это не у Михаила Афанасьевича прокол. Это гайдаевские шутки. Нигде в тексте ни Иоанн себя Грозным не называет, ни его придворные. Наоборот, дьяк удивляется, когда Милославский диктует ему эту подпись:

Бунша (шепотом). Я не имею права по должности управдома такие бумаги подписывать.
Милославский. Пиши. Ты что написал, голова дубовая? Управдом? И печать жакта приложил?.. Вот осел! Пиши: Иван Грозный. (Дьяку.) На.
Дьяк. Вот словечко-то не разберу...
Милославский. Какое словечко? Ну, ге... ре... Грозный.
Дьяк. Грозный?
Милославский. Что ты, Федька, цепляешься к каждому слову! Что, он не грозен, по-твоему? Не грозен? Да накричи ты, наконец, на него, великий государь, натопай ножками! Что же это он тебя не слушает?


И икры баклажанной у Булгакова нет:
http://www.lib.ru/BULGAKOW/ivan_vas.txt

ezhinka
Nov. 22nd, 2005 02:03 pm (UTC)
А вот Патриарх есть, да.
kare_l
Nov. 22nd, 2005 02:14 pm (UTC)
Вы совершенно правы...
В пьесе Грозный и в самом деле себя так не называл.Тут я с фильмом попутал,признаюсь.
А про икру баклажанную-то я как раз и написал,что это - гайдаевское дополнение.
Спасибо!
ezhinka
Nov. 22nd, 2005 02:25 pm (UTC)
Да, про икру - это я невнимательна.
Вам спасибо за труды :)
irina_hobben
Nov. 22nd, 2005 02:50 pm (UTC)
Ты вернулся? Рассказывай!
kare_l
Nov. 22nd, 2005 02:59 pm (UTC)
Да я уж неделю,как вернулся...
Рассказывать,по правде говоря,пока особенно и нечего.

Собачка у вас замечательная...
irina_hobben
Nov. 26th, 2005 11:25 am (UTC)
Да, псенок греет душу со страшной силой... :))) Даже не думала, что так к нему прикиплю.
Максим, а где ты был? Все у тебя так таинственно прозвучало перед отъездом, прямо заинтриговал.
oldsibiryak
Nov. 29th, 2005 10:49 pm (UTC)
Нет, иттить, вот взял ить и заинтриговал во всю голову, а теперя скрывает, а? Не томи, елы-палы, сдавайся...
ella_k
Nov. 22nd, 2005 09:00 pm (UTC)
Матримониальная неточность.
Есть еще одна неточность (и у Булгакова, и у Гайдая)- про Марфу Васильевну как раз.
С Марфой Васильевной были большие проблемы.

Царь Иван долго выбирал свою третью супругу. Из всех городов в Москву свезли невест, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч. Сперва он отобрал 24 девицы, потом из них - 12... Грозный долго думал, и наконец, предпочел всем эту самую Марфу Васильевну Собакину, дочь новгородского купца, которого он немедленно пожаловал в бояре.

Но царская невеста вдруг занемогла, стала худеть и сохнуть.

Тут же было объявлено о "наведении порчи" злодеями и ненавистниками, в число коих, понятное дело, прежде всего попали родственники первых двух цариц. Пошло истребление бывших родственников - кого на кол посадили, кого ядами потравили...

Но не помогло. Царица-то все равно умерла - 13 ноября 1571 года, на 16-й день после свадьбы.

Так что вряд ли любезные супруги успели отобедать вместе...
irina_hobben
Nov. 26th, 2005 11:28 am (UTC)
Re: Матримониальная неточность.
Во как! Бедняжка... Вот интересно бы выяснить, от чего тогда люди умирали. Так читаешь иногда, все болезни такими таинственными и незнакомыми кажутся. Кроме посаждения на кол, конечно :)
( 10 комментариев — Добавить комментарий )

Profile

kare_l
Максим Сырников
www.syrnikov.ru

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars