?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Под катом - текст, написанный для Сноба.





Первым иностранцем, написавшим о нашей национальной кухне, был астроном и географ Ибн-Русте, живший в государстве Саманидов в Х веке.

В своем сочинении о землях севернее Каспия, представляющем из себя лишь компиляцию чужих свидетельств и фантазий, писал он про славянского «князя князей» Свет-Малика, Святополка. Дружина Святополка, как и все прочие славяне, питалась, по мнению Ибн-Русте, исключительно кобыльим молоком.

По сравнению с тем, что пишут о русской кухне наши иноязычные современники, составители кулинарных справочников — это еще полбеды. Все-таки лучше кобылье молоко, чем такое популярное в России блюдо, как botvinja — шпинат, залитый смесью пива и водки.

Кобылье молоко в свежем виде редко употребляют в пищу даже те народы, для которых привычны кумыс и блюда из конины. С кумысом все понятно, это очень вкусный и, как говорят, полезный напиток. Лично я кумыс очень люблю. А молоко, только что надоенное от кобылы, приносит расстройство желудка, так считается.

Лев Толстой, когда в Башкирии был, не только кумысом лечился, но и свежим молоком — организм очищал. А конины наверняка не попробовал, потому как вегетарианец.

И не узнал, что хорошо приготовленная конина – очень вкусное мясо. И не только колбаса, казы, но и просто мясо на кости, сваренное для бешбармака или само по себе.

Даже тушенка из конины — очень вкусная еда. В 1990 году я ездил с экспедицией по Забайкалью, прикомандированный к одному улан-удинскому НИИ. На пропитание нам выделили по ящику тушеной конины отличного качества, чистого мяса без пленок, жил и лишнего жира. Остались о той экспедиции у меня самые теплые воспоминания. Во многом — благодаря конской тушенке.

В альманахе «Записки для чтения» за 1868 год наткнулся я на очень занятную статью. Речь в ней идет о том, что пора уже в России заводить привычку употреблять в пищу конину.

Мол, во Франции в 1867 году разрешили, так и у нас пусть разрешат. Оказывается, существовал тогда официальный запрет на продажу конины.

Вот что пишет автор статьи:

«Уже несколько лет тому назад во Франции лошадиное мясо начало обращать на себя внимание и экономистов и ученых, и они энергично старались победить то, ни на чем не основанное предубеждение против этой пищи, которое жило в народе и поддерживалось латинским духовенством.

Наконец их усилия в прошлом году увенчались полным успехом. Подобно Пруссии, Англии, Австрии, Дании и некоторым другим европейским государствам, во Франции допущена публичная продажа конины. Лишь только официальное разрешение стало известным, тотчас же в различных пунктах Парижа открылось несколько лавок...»


Далее в той статье утверждается, что русскому человеку есть лошадей хоть и не хочется, а все-таки надо.

«Главным затруднением к ее введению в общее употребление была известная и присущая каждому человеку брезгливость».

«Зажаренное в меру, лошадиное филе, несмотря на свой черный цвет, очень вкусно».

«Но торжество этого мяса и даже, может быть, превосходство его над говядиной, оказывается в приготовлении из него бульона».


А ведь до принятия христианства никакой брезгливости по отношению к конине никто на Руси не испытывал.

Даже в «Повести временных лет», написанной Нестором-летописцем, в описании походов Святослава есть вот такое гастрономическое отступление:

«Воз при себе не вожаша, ни котла ни мяса варя, но тонко изрезав конину или зверину или говядину, на углях испек ядяше».

Это я к чему, собственно. Заглянул давеча по наводке знакомого в маленькую киргизскую халяльную лавку. А там — конина свежая. Нынче недосуг, а на выходных обязательно что-нибудь с ней придумаю.

Вот хотя бы изрезав тонко — на решеточку, да на углях... А потом — ядяше, да выпиваше, под пожелтевшей старой черемухой, глядя на улетающие на юг гусиные стаи.

Очень, знаете ли, по-русски.

Comments

kare_l
Oct. 11th, 2009 08:08 am (UTC)
Может христианство повлияло, а может и нет.
Существовал целый ряд труднообъяснимых запретов. Вот, например, зайчатина, которая до реформ Никона считалась мясом поганым, нечистым. Старообрядцы до сих пор этого запрета придерживаются.
Похлёбкин по этому поводу выдвинул такую теорию, что Никон был мордвином, а у мордвы заяье мясо - национальный продукт. Поэтому и разрешили его есть.
Можно предположить, что и к конине тоже было предубеждение именно из-за предполагаемой "нечистоты" мяса.
tessey
Nov. 21st, 2009 07:25 pm (UTC)
конина - татарская еда, русские ее если и ели до этого, то редко. запрет на нее - это самоидентефикация себя как "нетатар" во время ига.