?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Постное масло.

Несколько лет назад по ЖЖ гуляла фотография из «Огонька» 50-х годов. Юные натуралисты под руководством учительницы биологии вырастили на опытном участке рекордный урожай конопли

Сейчас это звучит и смотрится забавно, как анекдотец. С чьей-то легкой руки картинка долго веселила насмешников и острословов.

Не то нынче время. Про нынешних конопляных рекордсменов напишут разве что в криминальной хронике.

А задолго до «Огонька», в веке восемнадцатом, русское конопляное волокно и масло в большом количестве покупали европейские страны. Ведь коноплю в России сеяли повсюду, вплоть да самого русского Севера. Не ленились делать из нее пеньку — размочив предварительно в воде, разминали в специальных мялках, трепали и пряли. Что такое «волк железный, хвост конопляный?» Это иголка с ниткой.



Из мужских, более грубых растений делали посконь. То самое «посконное», из грубого волокна, использовалось лишь для изготовления мешков и на покрытие для шуб и зипунов.А из семян выжимали, «били» масло. Где-то для этого использовались более прогрессивные прессы. А в Тверской губернии, к примеру, в ходу были так называемые бойники. Домашний бойник вырезался из плотного дерева, в виде двух досок-«ладошей», находящихся под острым углом одна к другой. С помощью клиньев ладоши сдвигались и давили масло из конопляных зерен, уложенных промеж ладош в мешок.

Перед тем как растолочь коноплю, ее надобно слегка обжарить. Точно так же, как в азиатских странах редко когда станут давить кунжутное масло без предварительной обжарки семян, так и русская хозяйка коноплю сперва обжаривала.

Василий Александрович Преображенский, исследователь русского сельского хозяйства середины XIX века, описывал этот процесс так: «Поджаренная конопля высыпается в корыто и тщательно растирается в нем руками. Подливаемая в эту смесь потихоньку теплая вода содействует образованию масла. Как только стряпуха (этим занимаются женщины) заметит, что масса конопли, называемая масленкой, при перетирании начинает испускать между пальцев руки масло, то ставит масленку в горшке опять в печь, разогревает ее, высыпает в трехугольный холстинный мешок и кладет в бойник между ладошами. А мужчина или другая женщина заколачивают клинья бойника обухом топора».

Конопляным маслом, а еще и льняным русский человек столетиями сдабривал постную пищу. Это потом уже появилось подсолнечное, из завезенного американского растения. Но и оно полюбилось нам, став вполне уже родным продуктом.

Вот что пишет в своем словаре Владимир Даль: «масло постное, растительное, выгнетаемое из семян: масличное, оливковое, которого лучший сорт прованское, худший деревянное; из Азии привозят кунжутное; у нас добывают: миндальное (редко), подсолнечное, горчичное, сурепное (рыжиковое), маковое, льняное, конопляное или собственно постное».Обратили внимание на это «конопляное, или собственно постное»?

Сдобренные конопляным маслом соленые грибы среди прочих постных яств перечислены в Домострое. А уж упоминаний этого продукта в приходных монастырских книгах и прочих сохраненных документах XV-XVIII веков не счесть.

И еще один непременный спутник православного поста — конопляное молоко. Или конопляный сок, как вам угодно. Как и маковое молоко или более дорогое миндальное, заменяло оно скоромное молоко в кашах и киселях, служило подбелкой для щей.

Коноплю мы с вами уже почти потеряли. Этот древний русский продукт, без вины виноватый, попал у нас под запрет. Очень боюсь, что и мак в скором времени запретят. Ведь запретить легче легкого. А объяснения всегда найдутся, самые убедительные и доходчивые.

Я никогда не выступлю за легализацию наркотиков, даже самых легких. Я хочу вернуть доброе имя конопле.



Перепост в "Снобе".

Comments

( 51 комментариев — Добавить комментарий )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
mm_aka_mm
Feb. 16th, 2010 05:28 am (UTC)
Максим, а "деревянное масло", это конопляное или другое?
kare_l
Feb. 16th, 2010 05:30 am (UTC)
Деревянным маслом чаще всего называлось привозное оливковое невысокого качества.
(no subject) - mm_aka_mm - Feb. 16th, 2010 05:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - kocmohabt - Feb. 16th, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - Feb. 17th, 2010 07:22 am (UTC) - Expand
febb
Feb. 16th, 2010 05:37 am (UTC)
Присоединяюсь! Какой полезный национальный продукт был!
bahareva
Feb. 16th, 2010 05:43 am (UTC)
да, у меня мама еще в шестидесятые летом на каникулах, приезжая к бабушке в деревню, подрабатывала в колхозе на конопляниках.
а мак уже давно практически запрещен.
username369
Feb. 17th, 2010 01:58 pm (UTC)
а где у бабушки деревня?
(no subject) - bahareva - Feb. 17th, 2010 02:00 pm (UTC) - Expand
ginger_jane
Feb. 16th, 2010 05:48 am (UTC)
Да, обидно это. На собственном опыте - рос у нас на огороде шикарный куст декоративного мака. Но как-то его весь поломали и чуть ли не выкопали, после чего он уже не оправился.
karaidel
Feb. 16th, 2010 05:52 am (UTC)
Я покупаю иногда конопляное масло украинского производства (дорогое, зараза). С отварной картошкой или зелёным салатом - обалденно вкусно.
kare_l
Feb. 16th, 2010 06:03 am (UTC)
Вот как...
Выходит, что на Украине его всё-таки производят? Это для меня новость неожиданная.
(no subject) - a_runa - Feb. 16th, 2010 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - Feb. 16th, 2010 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - snorkelstein - Feb. 17th, 2010 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - myloslava - Feb. 16th, 2010 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - karaidel - Feb. 16th, 2010 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_runa - Feb. 16th, 2010 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_runa - Feb. 16th, 2010 08:03 pm (UTC) - Expand
uzabook
Feb. 16th, 2010 06:00 am (UTC)
а масло из конопли обладает таким же эффектом как и сама конопля?
kare_l
Feb. 16th, 2010 06:08 am (UTC)
Вообще-то конопля конопле - рознь.
Та, которая в наших широтах выращивалась - изначально либо вовсе никаких эффектов не имела, либо они, эти эффекты, были крайне слабыми.
Не думаю, что от такого масла можно приход ожидать, разве что самому себе его внушить.
(no subject) - uzabook - Feb. 16th, 2010 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - qxd - Feb. 16th, 2010 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - Feb. 16th, 2010 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - qxd - Feb. 16th, 2010 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - Feb. 16th, 2010 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - chepele - Feb. 16th, 2010 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - timelapser - Mar. 10th, 2010 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - karaidel - Feb. 16th, 2010 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - oldsibiryak - Feb. 16th, 2010 12:06 pm (UTC) - Expand
tessey
Feb. 16th, 2010 06:12 am (UTC)
по северу пензенской области во всю выращивают коноплю. причем последнюю пару лет ее стало больше. не знаю на что она идет, но она там есть.
kurasch
Feb. 16th, 2010 06:13 am (UTC)
Если я не ошибаюсь, то те сорта, которые в прошлые века использовались, не обладали наркотическими свойствами, это сейчас "конопля" попала в список запрещённых. Под одну гребёнку всё загребли.
n_artemova
Feb. 16th, 2010 06:57 am (UTC)
В Новосибирской области до сих пор конопля растет в качестве сорняка, никто ее толком не уничтожает. А вот мак в огородах извели местные наркоманы совместно с милицией.
kare_l
Feb. 16th, 2010 09:01 am (UTC)
Я видел огромные поля конопли и в Астраханской области и в Забайкалье.
(no subject) - oldsibiryak - Feb. 16th, 2010 12:08 pm (UTC) - Expand
synthesizer
Feb. 16th, 2010 07:05 am (UTC)
коноплю выращивали в Поволжье во второй половине прошлого века для каких-то хозяйственных и фармацевтических нужд. несколько гектаров было поле. правда, это поле охранял целый мотострелковый полк.
yareactor
Feb. 18th, 2010 12:02 am (UTC)
мотокосяковый полк
veloamator
Feb. 16th, 2010 07:06 am (UTC)
В книге "Пища Богов" Теренса МакКены описана борьба Рокфеллера("Стандарт Ойл") с фермерами - производителями конопляного масла. В начале прошлого века оно повсеместно использовалось как смазочный материал. Рокфеллер подкупал сенаторов и журналистов, организовал "антинаркотическую" кампанию. Это помогло ему полностью вытеснить конопляное масло с рынка и заменить его смазочными материалами из продуктов нефтепереработки.
Как этот процесс проходил в СССР того времени, чем мотивировался я не знаю, информация мне не попадалась.
az_from_belarus
Feb. 16th, 2010 07:07 am (UTC)
Дополнительная информация.
Где-то в сети встречалось. Мол и конопляное волокно из оборота совсем не вышло. И ткань из него считается одной из экологически чистых. А кто-то из известных "кутюр" не так давно выпустил коллекцию именно из коноплной ткани.
sibir79
Feb. 16th, 2010 07:32 am (UTC)
все же есть разница между коноплей индийской (Cannabis indica) и коноплей посевной (Cannabis sativa), посевную как наркотик употреблять бессмысленно, более того давным давно коноплеводы избегают сеять двуполые сорта конопли посевной, предпочитая однодомные и феминизированные, потому что не возможно механизировать её уборку.
Жаль конечно что в нынешней легкой промышленности не используются натуральное сырье, как конопля, крапива и т.д. Да и пищевая потеряла очень много.
anny_key
Feb. 18th, 2010 07:54 am (UTC)
Крапиву точно используют, хотя и не особо широко. Пряжу из нее продают, волокна отдельно для валяния и прочих рукодельных надобностей. Насчет конопли не знаю.
a_runa
Feb. 16th, 2010 07:33 am (UTC)
мда.. выражение "конопляное молоко" нынче вызывает в первую очередь нездоровые ассоциации, а уж потом то, что оно означало в прежние времена. а то и не вызывает вообще, потому как многие даже и не знают, что это такое.
diabelek
Feb. 16th, 2010 09:21 am (UTC)
У нас, в Польше, конопляное масло (как и льняное) не проблема! Цена сравнима с маслом из грецкого ореха или дыни. Около 8 евро за 250 мл.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 51 комментариев — Добавить комментарий )

Profile

kare_l
Максим Сырников
www.syrnikov.ru

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars