?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Подумалось

Про своё исследование кулинарного Булгакова я тоже ещё пять лет назад написал.

Вот ещё интересное. Совершенно неожиданно в голову пришло.

В пьесе "Иван Васильевич", по которой был снят гайдаевский фильм, Иван Грозный пьет не "Столичную" – как в фильме, а популярную в ту пору настойку "Горный дубнячок".

И закусывает кильками, отвергая предложенную инженером Тимофеевым ветчину – «день-то постный!»

У Николая Костомарова есть замечательная работа - исследование личности Грозного. Иван Васильевич, если верить Костомарову, посты и впрямь соблюдал неукоснительно. Прямо в ужас приходил от их неисполнения.

И совершенно непонятно отчего в тот же самый постный день на царской трапезе "царю" предлагают заячьи почки – кушанье несомненно скоромное.
Феофан, дьяк посольского приказа, поплатился бы за такой недосмотр всерьёз. Грозный и за меньшие огрехи головы посохом пробивал.

Кстати, «головы щучьи с чесноком» и «почки заячьи верчёные» Михаил Афанасьевич слово в слово выписал из списка "яств во весь год на стол подаваемых" начала XVII века, об этом документе я тоже как-то писал.

Такие вот дела.

Comments

( 14 комментариев — Добавить комментарий )
eugenianoble
Jun. 19th, 2010 10:46 pm (UTC)
У Грозного вроде бы были периоды религиозности и наоборот. В первые он постился, а во вторые вряд ли
kare_l
Jun. 19th, 2010 10:49 pm (UTC)
Но от ветчины-то отказался! Стало быть - на ту пору постился.
miroshka
Jun. 19th, 2010 11:38 pm (UTC)
учитывая демонические симпатии Булгакова (см. М&М), неудивительно было читать это обсирание Ивана Васильевича, без сомнения богобоязненного христианина. конечно, были некие исторические свидетельства о его жестокости, но если учитывать нравы той эпохи (да и влияние его воспитателей в лице Глинских и Бельских), то та жестокость именно обосновывалась христианской моралью, но не противоречила ей.

я не знаю, насколько постны заячьи почки, но не удивлюсь, что было решение какого-либо Собора на сей счет. в свое время для меня было откровением узнать, что Св.Синод постановил в начале xx века считать колбасу едой, вполне приемлемой во время Поста. как Вы наверняка знаете, там была история с угличскими пионерами по производству этой чуждой православному желудку еды с конца xix века. подвергшись жесточайшей критике в журналах и газетах, что-де в колбасах отсутствует мясо как таковое, они, ничтоже сумняшеся, использовали эти критические публикации как объективное обоснование совершенной постности их продукции! и Св.Синод дал добро!
ex_vreditel
Jun. 20th, 2010 05:57 am (UTC)
тут надо еще учесть смещение дат на 13 дней, после реформы возможно в советской России пост еще не начался
veloamator
Jun. 20th, 2010 06:22 am (UTC)
Да ладно, Церковь всегда жила по своему календарю.
kare_l
Jun. 20th, 2010 08:45 am (UTC)
Не повторяйте чушь
История про разрешение колбасы Синодом придумана теми же самыми колбасными промышленниками.
Такого разрешения никогда не было.

По поводу угличских пионеров - тоже полнейшая выдумка. В том же "домостроевском" списке, о котором речь шла - несколько раз упоминается колбаса.

Почему сейчас бесконечно повторяется дурацкий миф о том, что в девятнадцатом веке колбасу в России делали только в Угличе - совершенно не представляю. Это полная лажа, простите. Её везде производили, что абсолютно естественно.

Вот это из экономического обозрения моей любимой Тверской губернии 1854 года.

Замечу, кстати, что тогда в состав России входила и Украина и даже Польша - они что, тоже из Углича колбасу на электричках возили?

Я совсем скоро напишу статейку о русской колбасе. Сейчас как-раз материал собираю.
miroshka
Jun. 20th, 2010 09:34 am (UTC)
Re: Не повторяйте чушь
спасибо за ответ. согласен, угличане в общем не пионеры (пионеры - немцы!), но согласитесь, что Тверская губерния не есть вся Россия. я, к сожалению, совсем не в теме - и не собираюсь в нее углубляться, - поэтому вынужден справляться в наиболее популярных источниках типа такого. судя по всему, у Углича были очень сильные позиции в российском колбасном производстве. если Вы полагаете это чушью, спорить не буду, а с удовольствием дождусь Вашей статьи.
kare_l
Jun. 20th, 2010 09:41 am (UTC)
Re: Не повторяйте чушь
То, что в Угличе была беспрецедентная для России концентрация колбасных производств - исторический факт.
Но колбаса в России (именно на территории нынешней России) была обычна и привычна по крайней мере с шестнадцатого века (самые первые сохранившиеся упоминания в письменных источниках).
Тверскую губернию привёл как самый яркий пример.
Если взять Москву или Санкт-Петербург - колбасных цехов в обеих столицах тоже было предостаточно.
modest_kukan
Jun. 20th, 2010 08:16 am (UTC)
Еще раз спасибо за "Полугар, ..." Родионова - прочитал от корки до корки, отличнейшая книга на тему.
А настойка звалась "Горный дубняк".

modest_kukan
Jun. 20th, 2010 08:22 am (UTC)
 
Этикетки алкогольная продукция водка советские этикетки фото картинки старые этикетки алкоголь СССР советская водка старая алкогольная продукция
kare_l
Jun. 20th, 2010 08:53 am (UTC)
Дубняк, да. Виноват.
kare_l
Jun. 20th, 2010 08:53 am (UTC)
Это господину Родионову спасибо. Он молодец, конечно. Надеюсь, что простит мне фамильярность.

javapack
Jul. 11th, 2010 11:06 am (UTC)
дела то действительно не понятные
amaranta_nk
Aug. 12th, 2010 06:45 pm (UTC)
вы знаете, я не про кулинарию.... я про то: kare_l, огромное вам человеческое спасибо"!!!!". Пошла читать неизведанное ранее произведение Булгакова. и еще раз спасибо))
( 14 комментариев — Добавить комментарий )