?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Алтайское.

Я вернулся домой.

Сейчас, проколесив по Алтайскому Краю и Республике Алтай больше двух с половиной тысяч километров, пообщавшись с интереснейшими людьми, отведав уникальную еду, которой нигде больше не сыщешь и посмотрев на то, чего нигде более не увидишь - надо бы собрать воедино разрозненные записи в блокнотах и на диктофоне.
Обязательно займусь этим, как только совладаю с заждавшимися меня дома делами.

Пока потихоньку начну выкладывать фотографии.





Путешествовали мы вдвоем с Александром Михайловым, генеральным директором московской "Лавки".
Начали путешествие от Барнаула, потом проехались по границе с Кемеровской и Новосибирской областями.
Здесь-то и свели первое знакомство со местными жителями - староверами.
Дело в том, что изучение кухни нынешних староверов, их кулинарных привычек и правил и было основной целью нашего путешествия.
Задача не из самых простых, надо сказать.
Староообрядцы всех толков редко с охотой рассказывают о своём бытье-житье.
И ещё реже дают себя сфотографировать.

Почти каждый раз, когда мы пытались их разговорить, основным условием было не вести никаких записей и съёмок.
Единственными, кто разрешил мне поснимать были жители села Залесово - староверы-поповцы бабушка Агафья и уставщик местного старообрядческого храма Сергей Иванович.




А вот остальные прихожане и их духовный отец вежливо попросили при них фотоаппаратом не пользоваться, я этого и не делал.
Для меня самым важным было получение информации. Потешить себя редкими кадрами приятно, но есть более важная цель.
Можно сожалеть о том, что вы не увидите здесь картинок с многодетной семьёй, где дети мал-мала ходят в сарафанах и подпоясанных кушаками косоворотках и замечательными русскими лицами женщин и стариков...
Но я им обещал не снимать и обещание своё сдержал.
Видимо поэтому с нами разговаривали открыто и даже пригласили на службу в храм, правда попросили в нём не осенять себя троеперстием. Служба эта произвела большое впечатление сама по себе.
Приход, в котором нет случайных людей. В котором все богослужения проходят настолько согласно и совместно, что всё это производит впечатление тщательно отрепетированного действия, где и дети и старики с точностью до секунды знают свой "выход". И ещё - невероятной красоты молитвенное пение! При том, что в храме всего-то было чуть более дюжины прихожан, включая маленьких детей.

Бабушка Агафья, та что на фотографии - с потрясающей для своих восьмидесяти с лишним годков памятью. Она, среди прочего, назвала нам все дни в году, когда празднуются Максим и Александр - гляньте-ка, сколько их в календаре! Очень доброжелательный и весёлый человек.
Обратите внимание на её сарафан. Такое впечатление, что всей это одежде лет по сто, тем не менее она неизменно в идеальном состоянии.

- А ты, Максим, нашей веры будешь? Что, никонианец? Хе-хе... Ну, ладно-ладно, бывает.




Староверы-поповцы Заринского райна не едят свинину и крольчатину, здесь вообще сильны ветхозаветные правила - в отличии от горных беспоповцев. Могут выпить немного водки, это не грех. Но только немного. А лучше всё-таки вовсе не пить - как сказал нам местный батюшка ( совсем молодой, но очевидно образованный и неглупый, потомственный старовер): " Человек слаб, всё равно ещё в магазин побежит".

Из Заринского района мы поехали в Горный Алтай.
По пути навестили фермера-старовера. Он не только разводит лошадей, овец, коров, пчёл и маралов, но и подрабатывает проводником - отвозя альпинистов на лошадях охотничьими тропами к подножию горы Белухи.
Посидели-поговорили, получили гостинец в виде пары килограммов мяса дикого горного козла.
Я подарил ему свою книгу - как оказалось он искренне и всерьёз интересуется русской кухней.
Очень симпатичный человек.
Как водится - детей у него не то шесть, не то семь. Младшего зовут Аристархом ( он на фото) его брата-погодка Платоном.






Кстати, на первой фотографии кроме счастливого обладателя "Настоящей русской еды" с автографом автора можете разглядеть также Александра Михайлова и взятую нами напрокат Тойоту - которой мы попеременно рулили по дорогам разной степени убитости.




А это - жернов столетней давности, который фермерская семья собирается поставить на новую водяную мельницу. Будут молоть муку из здешней алтайской пшеницы, как встарь.



И вот они, Алтайские горы:






В Горном Алтае мы с Александром сняли домик у семьи староверов-беспоповцев в селе Мульта. Рядом с Мультой - гора Феодосия. Феодосий - старец, некогда ушедший в скит на эту гору и там почивший.
И сам Феодосий и его гора здесь необычайно почитаемы.
Хозяин, у которого мы жили сказал, что сам он - потомок старца в пятом поколении.

Ульца в Мульте на фоне горы Феодосия:




Так здесь подвозят муку в пекарню, где староверы пекут хлеб.
А вот это - обычная ( хоть и большая) русская печь в этой пекарне:





Мультинские староверы не признают "мирской" хлеб из хлебозавода, едят только свой - общинный, из дровяной печи. Хлеб у них очень вкусный и пышный, хотя и несколько кисловат.

Основное население Мульты - беспоповцы, богослужения у них проходят в отдельном молельном доме. Но недавно здесь отстроили старообрядческую церковь:




Как сказала нам наша хозяйка по этому поводу: "Хотят - пусть строят, но у настоящих староверов церквей нет!"
Удивительно, но беспоповцы чуть менее строги в пищевых ограничениях. Могут и свинину есть и кроликов.
Зато под запретом у них четыре растения: табак, чай, а ещё хмель и чеснок ( что удивительно!). Справедливости ради надо сказать, что молодые мультинцы и табак курят и чайком балуются.
А из напитков предпочитают травянушку - ставленный напиток из солода и полевых трав.
Про еду и питьё староверов я когда-нибудь напишу. Сейчас только главное упомянул.

Впереди у нас ещё долгий разговор.

Comments

( 62 комментариев — Добавить комментарий )
veloamator
May. 21st, 2012 10:52 am (UTC)
Про чеснок не удивительно, это лекарственное растение, а не пищевое(как и лук, в меньшей степени).
Такой запрет/ограничение есть и в других религиозных системах. Влияние чеснока на ум крайне неблагоприятно.
modest_kukan
May. 21st, 2012 11:02 am (UTC)
А каким образом чеснок на ум влияет неблагоприятно? Откуда такая информация?
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - masha_vi - May. 21st, 2012 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maksim_l - May. 22nd, 2012 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - May. 22nd, 2012 07:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 22nd, 2012 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - maksim_l - May. 22nd, 2012 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 22nd, 2012 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - May. 22nd, 2012 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 22nd, 2012 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - May. 21st, 2012 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 07:29 pm (UTC) - Expand
tesuk17
May. 21st, 2012 11:04 am (UTC)
Спасибо, очень интересно и красиво!
А какая трава идет в "травянушку"? Какие то местные?
kare_l
May. 21st, 2012 07:20 pm (UTC)
Очень интересную мне вещь про травянушку рассказали.
Если верить Алексею, хозяину дома и потомственному староверу-беспоповцу( а я верю), то его мать могла травы для травянушки заготавливать по три года. И при этом говорила, мол - в этом году такая-то неправильной уродилась, надо до следующего лета ждать.
Из того, что назвали: зверобой, тысячелистник, лист малины. Но всего их было довольно много.
(no subject) - tesuk17 - May. 21st, 2012 10:56 pm (UTC) - Expand
mike_cooking
May. 21st, 2012 11:06 am (UTC)
Очень интересно. С нетерпением ожидаем продолжение рассказа.
morskoy_anemon
May. 21st, 2012 11:26 am (UTC)
Очень интересно :) Жалко, что Вы ничего не записали. хотя бы из под полы.
kare_l
May. 21st, 2012 07:24 pm (UTC)
Представьте себе, что Вас радушно приглашают в гости, угощают и в чём-то помогают. Но просят при этом чего-то-там не делать. А Вы из-под полы всё-равно это делаете, насмехаясь над наивными хозяевами.
Я так не могу.
bubushonok
May. 21st, 2012 11:27 am (UTC)
Spasibo za rasskaz!!!
marina1981
May. 21st, 2012 01:32 pm (UTC)
с возвращением! как раз вспоминала Вас вчера, где пропадаете, когда вернётесь? жду новых рассказов.

странно, что считается, будто "у настоящих староверов церквей нет", ведь до реформы Никона сколько на Руси церквей было построено? они же не пустовали.
kare_l
May. 21st, 2012 07:27 pm (UTC)
нет, здесь дело в другом. Как я понял, после реформы эта часть раскольников вообще отвергла священство в любом его проявлении.
(no subject) - marina1981 - May. 21st, 2012 07:49 pm (UTC) - Expand
bad_coca_cola
May. 21st, 2012 02:05 pm (UTC)
Если можно - по-подробнее про травянушку?
kare_l
May. 21st, 2012 07:29 pm (UTC)
Я чуть выше написал немного. А основа у травянушки - обыкновенное сусло из пшеничного солода. Плюс к нему - крепкий отвар высушеных трав.
dareusa
May. 21st, 2012 03:01 pm (UTC)
Вятские староверы рассказывают, что хмель, чеснок, табак и чай не поклонились, когда Христа распинали (в отличие от всех других трав). Видимо, ходила какая-то популярная книга с такой легендой.
(Deleted comment)
kare_l
May. 21st, 2012 07:29 pm (UTC)
Да.
ninkins
May. 21st, 2012 09:55 pm (UTC)
очень интересно! спасибо! жду продолжения и еще много-много прекрасных фот :)

офф: а никонианец - этот тот, кто на Никон снимает? ;)))))))))
kare_l
May. 22nd, 2012 05:35 am (UTC)
Да-да, извечный спор каноников и никонианцев!
koralind
May. 21st, 2012 11:20 pm (UTC)
А они хлеб на дрожжах пекут, или бездрожжевой?
kare_l
May. 22nd, 2012 05:36 am (UTC)
Только дрожжевой. Об этом у меня тоже был разговор. Разъяснили, что кислый (т.е. дрожжевой) хлеб - живой, а опресноки - мёртвые!
(no subject) - kare_l - May. 22nd, 2012 05:37 am (UTC) - Expand
maksim_l
May. 22nd, 2012 07:21 am (UTC)
красота невероятная, люди тоже, Россия, которую вы ещё не потеряли, но можете
kare_l
May. 22nd, 2012 07:40 am (UTC)
Можем. Не приведи Господи.
joska
May. 22nd, 2012 10:41 am (UTC)
Максим! Огромное спасибо Тебе за это извещение1 я давно заметил у Тебя ту безкрайную эмпатию, с которой Ты относишься к разным группам и национальностей. Помню я Твои сообщения о вепсов и других угрофинов из северных краев. А это с Алтая восхищает. Подкрепляет в той веры, что не всё потеряно для человечества.
tm_aquarius
May. 22nd, 2012 11:27 am (UTC)
очень много потеряно для человечества, в основном это очень старые люди, молодежь воротит нос и сбегает, либо спивается, никто не хочет ехать туда и перенимать, продолжать
(no subject) - kare_l - May. 30th, 2012 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tm_aquarius - May. 31st, 2012 06:58 am (UTC) - Expand
colette31
May. 22nd, 2012 11:05 am (UTC)
Спасибо за фотографии и за рассказ!
Жду продолжения. Аж дух захватывает:)
avtoadya
May. 30th, 2012 06:16 pm (UTC)
Странно устроен человек. Понимаю что вроде и не прав, но все же...Смотрю великолепные твои фотографии, а мозг свербит одна мысль-деток этих жалко. Хотя они наверняка по своему счастливы. Наверное это бзик жителя мегаполиса.
kare_l
May. 30th, 2012 07:57 pm (UTC)
Я абсолютно АБСОЛЮТНО уверен в том, что эти дети во много раз счастливее несчастных деток из наших мегаполисов.
(no subject) - avtoadya - May. 30th, 2012 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - May. 31st, 2012 08:47 am (UTC) - Expand
( 62 комментариев — Добавить комментарий )

Profile

kare_l
Максим Сырников
www.syrnikov.ru

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars