?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Алтайское.

Я вернулся домой.

Сейчас, проколесив по Алтайскому Краю и Республике Алтай больше двух с половиной тысяч километров, пообщавшись с интереснейшими людьми, отведав уникальную еду, которой нигде больше не сыщешь и посмотрев на то, чего нигде более не увидишь - надо бы собрать воедино разрозненные записи в блокнотах и на диктофоне.
Обязательно займусь этим, как только совладаю с заждавшимися меня дома делами.

Пока потихоньку начну выкладывать фотографии.





Путешествовали мы вдвоем с Александром Михайловым, генеральным директором московской "Лавки".
Начали путешествие от Барнаула, потом проехались по границе с Кемеровской и Новосибирской областями.
Здесь-то и свели первое знакомство со местными жителями - староверами.
Дело в том, что изучение кухни нынешних староверов, их кулинарных привычек и правил и было основной целью нашего путешествия.
Задача не из самых простых, надо сказать.
Староообрядцы всех толков редко с охотой рассказывают о своём бытье-житье.
И ещё реже дают себя сфотографировать.

Почти каждый раз, когда мы пытались их разговорить, основным условием было не вести никаких записей и съёмок.
Единственными, кто разрешил мне поснимать были жители села Залесово - староверы-поповцы бабушка Агафья и уставщик местного старообрядческого храма Сергей Иванович.




А вот остальные прихожане и их духовный отец вежливо попросили при них фотоаппаратом не пользоваться, я этого и не делал.
Для меня самым важным было получение информации. Потешить себя редкими кадрами приятно, но есть более важная цель.
Можно сожалеть о том, что вы не увидите здесь картинок с многодетной семьёй, где дети мал-мала ходят в сарафанах и подпоясанных кушаками косоворотках и замечательными русскими лицами женщин и стариков...
Но я им обещал не снимать и обещание своё сдержал.
Видимо поэтому с нами разговаривали открыто и даже пригласили на службу в храм, правда попросили в нём не осенять себя троеперстием. Служба эта произвела большое впечатление сама по себе.
Приход, в котором нет случайных людей. В котором все богослужения проходят настолько согласно и совместно, что всё это производит впечатление тщательно отрепетированного действия, где и дети и старики с точностью до секунды знают свой "выход". И ещё - невероятной красоты молитвенное пение! При том, что в храме всего-то было чуть более дюжины прихожан, включая маленьких детей.

Бабушка Агафья, та что на фотографии - с потрясающей для своих восьмидесяти с лишним годков памятью. Она, среди прочего, назвала нам все дни в году, когда празднуются Максим и Александр - гляньте-ка, сколько их в календаре! Очень доброжелательный и весёлый человек.
Обратите внимание на её сарафан. Такое впечатление, что всей это одежде лет по сто, тем не менее она неизменно в идеальном состоянии.

- А ты, Максим, нашей веры будешь? Что, никонианец? Хе-хе... Ну, ладно-ладно, бывает.




Староверы-поповцы Заринского райна не едят свинину и крольчатину, здесь вообще сильны ветхозаветные правила - в отличии от горных беспоповцев. Могут выпить немного водки, это не грех. Но только немного. А лучше всё-таки вовсе не пить - как сказал нам местный батюшка ( совсем молодой, но очевидно образованный и неглупый, потомственный старовер): " Человек слаб, всё равно ещё в магазин побежит".

Из Заринского района мы поехали в Горный Алтай.
По пути навестили фермера-старовера. Он не только разводит лошадей, овец, коров, пчёл и маралов, но и подрабатывает проводником - отвозя альпинистов на лошадях охотничьими тропами к подножию горы Белухи.
Посидели-поговорили, получили гостинец в виде пары килограммов мяса дикого горного козла.
Я подарил ему свою книгу - как оказалось он искренне и всерьёз интересуется русской кухней.
Очень симпатичный человек.
Как водится - детей у него не то шесть, не то семь. Младшего зовут Аристархом ( он на фото) его брата-погодка Платоном.






Кстати, на первой фотографии кроме счастливого обладателя "Настоящей русской еды" с автографом автора можете разглядеть также Александра Михайлова и взятую нами напрокат Тойоту - которой мы попеременно рулили по дорогам разной степени убитости.




А это - жернов столетней давности, который фермерская семья собирается поставить на новую водяную мельницу. Будут молоть муку из здешней алтайской пшеницы, как встарь.



И вот они, Алтайские горы:






В Горном Алтае мы с Александром сняли домик у семьи староверов-беспоповцев в селе Мульта. Рядом с Мультой - гора Феодосия. Феодосий - старец, некогда ушедший в скит на эту гору и там почивший.
И сам Феодосий и его гора здесь необычайно почитаемы.
Хозяин, у которого мы жили сказал, что сам он - потомок старца в пятом поколении.

Ульца в Мульте на фоне горы Феодосия:




Так здесь подвозят муку в пекарню, где староверы пекут хлеб.
А вот это - обычная ( хоть и большая) русская печь в этой пекарне:





Мультинские староверы не признают "мирской" хлеб из хлебозавода, едят только свой - общинный, из дровяной печи. Хлеб у них очень вкусный и пышный, хотя и несколько кисловат.

Основное население Мульты - беспоповцы, богослужения у них проходят в отдельном молельном доме. Но недавно здесь отстроили старообрядческую церковь:




Как сказала нам наша хозяйка по этому поводу: "Хотят - пусть строят, но у настоящих староверов церквей нет!"
Удивительно, но беспоповцы чуть менее строги в пищевых ограничениях. Могут и свинину есть и кроликов.
Зато под запретом у них четыре растения: табак, чай, а ещё хмель и чеснок ( что удивительно!). Справедливости ради надо сказать, что молодые мультинцы и табак курят и чайком балуются.
А из напитков предпочитают травянушку - ставленный напиток из солода и полевых трав.
Про еду и питьё староверов я когда-нибудь напишу. Сейчас только главное упомянул.

Впереди у нас ещё долгий разговор.

Comments

veloamator
May. 21st, 2012 10:52 am (UTC)
Про чеснок не удивительно, это лекарственное растение, а не пищевое(как и лук, в меньшей степени).
Такой запрет/ограничение есть и в других религиозных системах. Влияние чеснока на ум крайне неблагоприятно.
modest_kukan
May. 21st, 2012 11:02 am (UTC)
А каким образом чеснок на ум влияет неблагоприятно? Откуда такая информация?
veloamator
May. 21st, 2012 11:38 am (UTC)
Есть красивая легенда про возникновение лука и чеснока.
Влияние чеснока на ум очень хорошо изучено. Этим много кто занимался, я читал работы Рудольфа Штэйнера и Р.Хаушки "Учение о субстанции", "Учение о питании"(там шире, влияние на ум и сознание мяса, сахара, картофеля, молока и пр.)
Я не поверил и проверял лично на себе - всё работает(убедить нельзя, убедиться можно).

Насчёт табака и чая тоже есть интересная информация - "Пища Богов" Теренса Маккены, очень рекомендую, занимательное чтение(про кофе, чай, шоколад, сахар, опиум, героин, табак, алкоголь, псилоцибиновые грибы и пр.).

Если есть интерес к теме, то лучше на другой площадке, этот блог не для подобных дискуссий.
Хотя вопрос интересный, с психотропным веществам относятся даже мясо, молочные продукты, злаковые и соль, между прочим. Не всё так просто.
modest_kukan
May. 21st, 2012 12:05 pm (UTC)
Насколько я знаю, Рудольф Штэйнер филосов - эзотерик, а не физиолог или фармаколог. У меня высшее фарм. образование - первый раз от Вас узнал о таком влиянии чеснока.
Тогда в той же Южной Корее, которая лидирует по потреблению чеснока на душу населения, должны жить одни умственноотсталые, чего пока не наблюдается.
veloamator
May. 21st, 2012 12:21 pm (UTC)
У ума много качеств, сила(ума) лишь одно из них.
В европейской культуре понятие "ума" разработано слабо. Путают "ум" и "разум", сознание. Это очень сложная тема.
Насчёт Южной Кореи есть авторитетные мнения, здесь я их озвучивать не буду.

Если вы медик, то почитайте Р.Хаушку, он ваш коллега.

Вот, ещё вспомнил, если вы фармаколог - "Два цветка на древе медицины", чтоб чуть изменить свою парадигму. Там есть про изометрию молекул и как это сочетается с понятием вирья(инь/ян), отклонения поляризованного луча в растворах.
modest_kukan
May. 21st, 2012 12:24 pm (UTC)
Спасибо, да, надо почитать, а то явный пробел в этой теме.
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - masha_vi - May. 21st, 2012 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - modest_kukan - May. 21st, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
maksim_l
May. 22nd, 2012 07:16 am (UTC)
псевдонаучные теории
kare_l
May. 22nd, 2012 07:20 am (UTC)
Конечно.
veloamator
May. 22nd, 2012 07:26 am (UTC)
Так проверьте, Максим.
maksim_l
May. 22nd, 2012 07:29 am (UTC)
оставим пустой флуд, может верить во что хотите
(no subject) - veloamator - May. 22nd, 2012 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - kare_l - May. 22nd, 2012 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - veloamator - May. 22nd, 2012 07:57 am (UTC) - Expand
veloamator
May. 21st, 2012 02:29 pm (UTC)
Кстати, ограничение на употребление чужого хлеба встречается в индуизме довольно часто. У вайшнавов(кришнаитов, они очень разные в Индии бывают), например. Считается, что зернобобовые слишком хорошо впитывают чужую информацию(через воду и огонь). От хлеба дурной хозяйки можно и заболеть. Это практически магия - хлебопечение.
В монастырях(я читал) и тесто с молитвой замешивают и в печь без молитвы не ставят, это очень правильно. А если это святой человек делает, то от его святости всем достанется, это как благословение.
modest_kukan
May. 21st, 2012 06:13 pm (UTC)
Молитвы при изготовлении хлебов - традиция куда более близкая, чем всяко-разные кришнаиты.
veloamator
May. 21st, 2012 06:58 pm (UTC)
Это плен стереотипов. Наше христанство(православие) - не более чем кришнаитская секта(в хорошем смысле), разновидность бхакти-йоги(путь сердца).
modest_kukan
May. 21st, 2012 07:13 pm (UTC)
Думаю, что Максиму вряд ли понравятся пространства нашего обсуждения. Надо б площадку сменить, хотя я на эту тему не очень подкованый спорщик.
kare_l
May. 21st, 2012 07:15 pm (UTC)
Давайте на этом прекрасном суждении и закончим.
(no subject) - veloamator - May. 21st, 2012 07:29 pm (UTC) - Expand

Profile

kare_l
Максим Сырников
www.syrnikov.ru

Page Summary

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars