?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Алтайское.

Я вернулся домой.

Сейчас, проколесив по Алтайскому Краю и Республике Алтай больше двух с половиной тысяч километров, пообщавшись с интереснейшими людьми, отведав уникальную еду, которой нигде больше не сыщешь и посмотрев на то, чего нигде более не увидишь - надо бы собрать воедино разрозненные записи в блокнотах и на диктофоне.
Обязательно займусь этим, как только совладаю с заждавшимися меня дома делами.

Пока потихоньку начну выкладывать фотографии.





Путешествовали мы вдвоем с Александром Михайловым, генеральным директором московской "Лавки".
Начали путешествие от Барнаула, потом проехались по границе с Кемеровской и Новосибирской областями.
Здесь-то и свели первое знакомство со местными жителями - староверами.
Дело в том, что изучение кухни нынешних староверов, их кулинарных привычек и правил и было основной целью нашего путешествия.
Задача не из самых простых, надо сказать.
Староообрядцы всех толков редко с охотой рассказывают о своём бытье-житье.
И ещё реже дают себя сфотографировать.

Почти каждый раз, когда мы пытались их разговорить, основным условием было не вести никаких записей и съёмок.
Единственными, кто разрешил мне поснимать были жители села Залесово - староверы-поповцы бабушка Агафья и уставщик местного старообрядческого храма Сергей Иванович.




А вот остальные прихожане и их духовный отец вежливо попросили при них фотоаппаратом не пользоваться, я этого и не делал.
Для меня самым важным было получение информации. Потешить себя редкими кадрами приятно, но есть более важная цель.
Можно сожалеть о том, что вы не увидите здесь картинок с многодетной семьёй, где дети мал-мала ходят в сарафанах и подпоясанных кушаками косоворотках и замечательными русскими лицами женщин и стариков...
Но я им обещал не снимать и обещание своё сдержал.
Видимо поэтому с нами разговаривали открыто и даже пригласили на службу в храм, правда попросили в нём не осенять себя троеперстием. Служба эта произвела большое впечатление сама по себе.
Приход, в котором нет случайных людей. В котором все богослужения проходят настолько согласно и совместно, что всё это производит впечатление тщательно отрепетированного действия, где и дети и старики с точностью до секунды знают свой "выход". И ещё - невероятной красоты молитвенное пение! При том, что в храме всего-то было чуть более дюжины прихожан, включая маленьких детей.

Бабушка Агафья, та что на фотографии - с потрясающей для своих восьмидесяти с лишним годков памятью. Она, среди прочего, назвала нам все дни в году, когда празднуются Максим и Александр - гляньте-ка, сколько их в календаре! Очень доброжелательный и весёлый человек.
Обратите внимание на её сарафан. Такое впечатление, что всей это одежде лет по сто, тем не менее она неизменно в идеальном состоянии.

- А ты, Максим, нашей веры будешь? Что, никонианец? Хе-хе... Ну, ладно-ладно, бывает.




Староверы-поповцы Заринского райна не едят свинину и крольчатину, здесь вообще сильны ветхозаветные правила - в отличии от горных беспоповцев. Могут выпить немного водки, это не грех. Но только немного. А лучше всё-таки вовсе не пить - как сказал нам местный батюшка ( совсем молодой, но очевидно образованный и неглупый, потомственный старовер): " Человек слаб, всё равно ещё в магазин побежит".

Из Заринского района мы поехали в Горный Алтай.
По пути навестили фермера-старовера. Он не только разводит лошадей, овец, коров, пчёл и маралов, но и подрабатывает проводником - отвозя альпинистов на лошадях охотничьими тропами к подножию горы Белухи.
Посидели-поговорили, получили гостинец в виде пары килограммов мяса дикого горного козла.
Я подарил ему свою книгу - как оказалось он искренне и всерьёз интересуется русской кухней.
Очень симпатичный человек.
Как водится - детей у него не то шесть, не то семь. Младшего зовут Аристархом ( он на фото) его брата-погодка Платоном.






Кстати, на первой фотографии кроме счастливого обладателя "Настоящей русской еды" с автографом автора можете разглядеть также Александра Михайлова и взятую нами напрокат Тойоту - которой мы попеременно рулили по дорогам разной степени убитости.




А это - жернов столетней давности, который фермерская семья собирается поставить на новую водяную мельницу. Будут молоть муку из здешней алтайской пшеницы, как встарь.



И вот они, Алтайские горы:






В Горном Алтае мы с Александром сняли домик у семьи староверов-беспоповцев в селе Мульта. Рядом с Мультой - гора Феодосия. Феодосий - старец, некогда ушедший в скит на эту гору и там почивший.
И сам Феодосий и его гора здесь необычайно почитаемы.
Хозяин, у которого мы жили сказал, что сам он - потомок старца в пятом поколении.

Ульца в Мульте на фоне горы Феодосия:




Так здесь подвозят муку в пекарню, где староверы пекут хлеб.
А вот это - обычная ( хоть и большая) русская печь в этой пекарне:





Мультинские староверы не признают "мирской" хлеб из хлебозавода, едят только свой - общинный, из дровяной печи. Хлеб у них очень вкусный и пышный, хотя и несколько кисловат.

Основное население Мульты - беспоповцы, богослужения у них проходят в отдельном молельном доме. Но недавно здесь отстроили старообрядческую церковь:




Как сказала нам наша хозяйка по этому поводу: "Хотят - пусть строят, но у настоящих староверов церквей нет!"
Удивительно, но беспоповцы чуть менее строги в пищевых ограничениях. Могут и свинину есть и кроликов.
Зато под запретом у них четыре растения: табак, чай, а ещё хмель и чеснок ( что удивительно!). Справедливости ради надо сказать, что молодые мультинцы и табак курят и чайком балуются.
А из напитков предпочитают травянушку - ставленный напиток из солода и полевых трав.
Про еду и питьё староверов я когда-нибудь напишу. Сейчас только главное упомянул.

Впереди у нас ещё долгий разговор.

Comments

marina1981
May. 21st, 2012 01:32 pm (UTC)
с возвращением! как раз вспоминала Вас вчера, где пропадаете, когда вернётесь? жду новых рассказов.

странно, что считается, будто "у настоящих староверов церквей нет", ведь до реформы Никона сколько на Руси церквей было построено? они же не пустовали.
kare_l
May. 21st, 2012 07:27 pm (UTC)
нет, здесь дело в другом. Как я понял, после реформы эта часть раскольников вообще отвергла священство в любом его проявлении.
marina1981
May. 21st, 2012 07:49 pm (UTC)
Спасибо за ответ. Расскажите как-нибудь ещё потом, что там за люди, менталитет итп.

Profile

kare_l
Максим Сырников
www.syrnikov.ru

Page Summary

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars