Максим Сырников (kare_l) wrote,
Максим Сырников
kare_l

Category:

Похлебкин про историю вилки.

Хотел ответить отрывком из Похлебкина на комментарий уважаемого sigizmund_trah,но подумал,что это может быть интересно и другим ЖЖ-юзерам.



Вилка — младшая сестра из тройки столового прибора. Она родилась в просвещенное время, в конце XI века, и даже имеет совершенно точную дату своего рождения — 1072 год, а также место рождения — Византия, г. Константинополь, императорский дворец. Она была изготовлена специально в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром:по слоновой кости.
Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, вдовы императора Михаила VII Дуки Парапинакеса, на второй год ее самостоятельного регентства. Это была властная женщина, позднее она вышла замуж за Никифора III и была императрицей до 1081 года, и ее можно считать изобретательницей вилки, ибо она сама ее заказала, как предмет императорского сана, считая для себя унизительным есть руками.
В XII веке вилка пришла из Византии в Италию где ее изготовили вначале в двух экземплярах — для венецианского дожа и для Папы Римского. Делалась она в то время только с двумя зубцами и применялась больше как показатель престижа монархов и фактически для забавы. Удобнее, не на официальных приемах, считалось есть мясную пищу все же руками, а всю остальную ложкой. Французские короли стали впервые есть вилкой, а не руками, лишь в 1379 году — Карл V Валуа.
Однако попытки ввести вилку и ее употребление за столом ранее XVI века наталкивались во всех странах Европы на ожесточенное, упорное сопротивление Церкви. Против вилки было написано несколько памфлетов, ее приводили как «яркий пример» развращения нравов в высших сферах, а употребление ее не при дворах монархов даже рассматривалось как доказательство «безбожности» или «сношений с дьяволом».
В России вилка появилась впервые в 1606 году. Ее привезла Марина Мнишек как принадлежность русской царицы и использовала её на своем свадебном пиру в Кремле.
Это чрезвычайно шокировал русское боярство и духовенство и послужило непосредственно причиной возбуждения народа против Лжедмитрия I.Аргумент при этом был прост и убедителен:раз царь и царица не едят руками, а пользуются какой-то рогатиной, значит они не монархи, значит они не русские люди, значит они порождение дьявола, или, по крайней мере люди, продавшие душу черту.
Даже 70 лет спустя после Смутного времени, в 1667 году русский посланник в Хивинском ханстве доносил как о чуде», что при дворе хана он и его приближенные "з блюд еств руками не емлют — все вилками серебрянными». Даже само слово «вилка» окончательно установилось в России лишь в XVIII веке. До конца семнадцатого века говорили «вильцы» только во множественном числе, как «ножницы».
Кроме того, "вильцы" звучали как уменьшительное, что объяснялось миниатюрными размерами вилок и их изяществом, так что вилки более напоминали игрушку. До XVII века и этого-то слова еще не знали и вилку называли рогатиной.
Предубеждение русского народа против вилки было довольно прочным и сильным. Вплоть до XX века в широких народных массах вилка вообще не была известна и не употреблялась. Она оставалась принадлежностью лишь господствующих классов, а также «образованных». Простой народ обходился для еды всех блюд обычно ложкой да еще ложом. Вилка считалась не только «господским», чуждым русскому человеку «инструментом», но и вообще ненужным, неудобным. «Ложкою — что неводом, а вилкою — что удой». Такова была народная пословица, родившаяся в конце XIX века.



В.В.Похлебкин "Из истории кухни Руси и России"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments