?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Развесистая клюква.

Знаете, откуда пошло выражение "развесистая клюква"?
Якобы один мошенник-француз в середине 19-го века написал, что путешествовал по России, а отдыхать в пути присаживался sous l'ombre d'un kliukva majestueux - под тенью величественной клюквы.
Позже появилось этакое стихотворение:
Sous l'ombre d'un kliukva
Etait assise one DEVOUCHKA.
Son nom etait Maric,
Mais dans sa froide patrie
On l'appelait Machka.

Пардоньте мой френч, как говорится. Вспомнилось вот нынче...

Человек написал в китченнахе, как он морс из клюквы сварил.
Клюква у него хорошая - крупная, да спелая. Карельская, одно слово...
Я на зиму клюкву замачиваю, а потом зимой из неё морс варю, да кисель, да в сахарной пудре на постное лакомство обваливаю.

Ну да речь сейчас не обо мне.
Речь о морсе и конкретно о том рецепте, а также о комментариях к нему.
Если человек в комьюнити пишет, ну скажем, рецепт омара под соусом из черной икры - охи-ахи ему обеспечены. Потому что попробую такой рецепт опровергни. Какой-нибудь Эскофье пошагово его описал, глянцевая книга у каждого критика под рукой. Посмотрел-сверил, все правильно и очень гламурненько. Аплодисменты.
А тут человек морс сварил. Вот гад. Во французских книгах-то про морс ни слова.
И начинаются дружное осмеивание. Ну, во первых - это не морс, оказывается, а компот. А еще про витамин С вспомнили. В журнале "Здоровье" ведь все читали, что он при варке теряется.
Ату его, человека с морсом.

Давайте, для начала, про витамин С.
У вас нынче авитаминоз? Нет? Как так?!
Должен быть!
Поэтому рекомендую картошку есть сырой. И не чистить, так полезнее! Еще старина Гиммлер, сидя в бункере под падающими сверху русскими бомбами, крапал приказ, обязующий членов СС есть картошку только нечищенной - исторический факт, между прочим. Не факт, правда, что это им как-то помогло, в историческом смысле...
В клюкве содержание витамина С - около 10 мг на 100 г
В апельсинах - 49 мг, в лимонах - 57, в яблоках - от 8 до 60.
В капусте - около 50. Вы что - капусту в щах варите, тушите, да еще и голубцы из неё готовите? Совсем люди совесть потеряли...
Продолжать тему витамина С больше не буду. Увольте.

Теперь - собственно про морс.
В Домострое морс упоминается несколько раз.
и росолы ставленыя, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные и вина флязские, и горючие и меды всякие, и пива сыченые и простые, и брага
- это в Сильвестровской редакции.

В Толстовской рукописи есть также совершенно конкретный рецепт его приготовления:

"А ставити морс ягодной простои каких-нибудь ягод: ино положит ягод с водою в котел, чтоб поняло, и к котлу б не пригорели, да варити в котле ягоды с водою гораздо, покамест ягоды роскипятся, а как ягоды роскипятца, ино поставити на ноч. Как ся отстоит морс ягодной от гущи на чисто, ино сложит тот морс ягодной в бочки, в которой бы бочке дрожжей не было"

Кстати, тот самый человек, в комьюнити осмеянный - его именно на ночь оставил, настаиваться. Честь ему и хвала!
А отдыхающим под развесистой клюквой - совет глянуть на себя со стороны...

Comments

( 28 комментариев — Добавить комментарий )
vilkass
Nov. 1st, 2006 10:58 am (UTC)
Вот и мне помнится,что морсы варят,сама варю,не нравится мне вкус сырои воды разболтанои с соком.
kabysh
Nov. 1st, 2006 11:01 am (UTC)
А что такое пива сыченые?
kare_l
Nov. 1st, 2006 11:05 am (UTC)
От слова сыта - это простой раствор меда в воде.
Я, кстати, такое пиво варил:

http://www.syrnikov.ru/Skazochki/Pivo.html
kabysh
Nov. 1st, 2006 01:22 pm (UTC)
Максим, а вот поясните, пожалуйста...
"Отделяем от ростков и корешков (трем между ладонями, ячменные и ржаные отделяются неохотно, ржаные - много легче), просеиваем. Солод готов."
Просеиваем от чего? И солод - это те самые ростки и корешки, или, наоборот, зерна без них? Или все вместе?
Что-то я туплю, извините :(
kare_l
Nov. 1st, 2006 01:25 pm (UTC)
Солод - это только зерна, все корешки и ростки - долой. От них продукт будет горчить.
kabysh
Nov. 1st, 2006 01:32 pm (UTC)
Спасибо. А то у вас там как-то не совсем понятно написано.
Надо будет попробовать сделать. Осталось только зернА найти.
В детстве, помню, в деревне, проблем с этим не было. Залезешь на элеватор, наберешь полные карманы пшеницы, ячменя, гречи и грызешь потом целый день :) А вот сейчас, в городе, даже не представляю, где это взять.
kare_l
Nov. 1st, 2006 01:48 pm (UTC)
О зерне - в предыдущем посте написано довольно подробно, где найти и т.д.
galka204
Nov. 1st, 2006 11:02 am (UTC)
Максим, поведайте, пожалуйста, как вы в пост клюкву в сахарной пудре обваливаете? Белок ведь нельзя в это время использовать.

Кстати, я испекла-таки простые сушки.
kare_l
Nov. 1st, 2006 11:03 am (UTC)
А вот, пожалуйте:

http://www.syrnikov.ru/Mycookery/Klukva.html
galka204
Nov. 1st, 2006 11:04 am (UTC)
Спасибо! Какой вы молодец, так оригинально вышли из положения. :)
kare_l
Nov. 1st, 2006 11:10 am (UTC)
А сушки я видел. Замечательные!
galka204
Nov. 1st, 2006 11:17 am (UTC)
Спасибо! :) Над плотностью теста надо еще поколдовать, но первый результат тоже удачный.
annarouss
Nov. 1st, 2006 08:30 pm (UTC)
Галя, а где можно увидеть ваши сушки?
sigizmund_trah
Nov. 1st, 2006 11:21 am (UTC)
(упрямо)
А я все равно люблю свежую растолочь, не сильно горячим кипяточком залить да настоять. Совсем другой вкус.
kare_l
Nov. 1st, 2006 11:30 am (UTC)
Re: (упрямо)
И я люблю!
Но это - не морс. Морс варят, а после этого уже настаивают.
kabysh
Nov. 1st, 2006 01:29 pm (UTC)
Не в тему немного
Помнится в совсем моем детстве (середина 70-х) бабушка угощала толченым маком со сметаной (толкла в такой массивной чугунной ступке), жареными конопляными зернами на масле (вроде, еще и с сахаром)...
Понятно, что про наркоманов тогда и слыхом не слыхивали. И вообще, колхоз, где бабушка жила и работала производил эту коноплю в промышленных масштабах. И так это вкусно было...
Вот насколько это относится к русской кухне? Или это откуда-то извне?
kare_l
Nov. 1st, 2006 01:46 pm (UTC)
Re: Не в тему немного
И мак и конопля - к руской кухне имеют самое прямое отношение. Самое распространенное постное масло было именно конопляное, чуть пореже применялось льняное. В Домострое с конопляным маслом подают на стол рыжики, а с маком пекутся пироги. Еще в пост делали маковое молоко, даже варили на нем кашку.
Конопля вообще сеялась вплоть до недавнего времени. Я как-то фотографию из Огонька 50-х годов у себя в ЖЖ показывал, с юннатами, которые коноплю выращивают.
Как наркотики - ни мак, ни конопля,в большинстве русских регионов, конечно, никогда не применялись. Это уже завозное. У нас и так есть, чем повеселить себя...
cazadoraa
Nov. 1st, 2006 02:36 pm (UTC)
Re: Не в тему немного
Когда-то конопля была стратегическим сырьём. Масло - это ещё не самый важный из конопляных продуктов. Основное применение конопли в дореволюционной России - изготовление конопляных верёвок и канатов, равных которым по соотношению цены и качества не было, и пригодных при этом для оснащения кораблей. В нынешнем ЦЧР до революции коноплёй были засеяны огромные площади, и повсеместно было развито канатное производство. Верёвки и канаты из конопли шли в том числе на экспорт и приносили немалую прибыль. Есть легенда, что Наполеон, затевая поход на Россию, рвался именно в Черноземье, к источнику драгоценной конопли.
Кстати, до сих пор ещё в регионе есть предприятия, делающие верёвки и канаты (Оскол-Канат, например), но уже синтетические. Извели коноплю начисто... :(
kare_l
Nov. 1st, 2006 02:38 pm (UTC)
Re: Не в тему немного
Да.
ex_ex_ex_ab
Nov. 1st, 2006 03:18 pm (UTC)
пардон за оффтопик
тут фотоплагиат: http://www.extrasalt.ru/news.shtml?arid=53&unr=1
kare_l
Nov. 1st, 2006 03:33 pm (UTC)
В самом деле...
Спасибо!
joska
Nov. 1st, 2006 03:43 pm (UTC)
Максим, что же мне добавить? В 65-ом я лежал в критическом состоянии в диспансере. Много доброго мне не обещали. Бабуля одна мне принесла сорс из клюквы и настаивала, что прправлюсь. (Я потерял огромное количество крови). И на самом деле. Будто это клюквенный морс прямо стол моей кровью. Так и я с тех бор благославляю морс.
orangeelephante
Nov. 1st, 2006 06:56 pm (UTC)
почти офф-топ: Максим, вина точно должны быть фРязские. это или у Сильвестра неустоявшееся написание, или просто опечатка. простите за занудство профессионального редактора:)
kare_l
Nov. 1st, 2006 07:03 pm (UTC)
Конечно. Это я не посмотрев - скопировал фразу в сетевой версии.
Кстати, у меня в издании, переведенном на современный язык и вовсе - фряжские. Это - про итальянские, конечно.
Спасибо!
orangeelephante
Nov. 1st, 2006 09:15 pm (UTC)
я догадалась, что про итальянские:) мне, кстати, кажется, что фрязские более правильно, архитектор-то у нас итальянский, который Кремль частично строил - Фрязин, например:)
и если несложно, киньте мне, пожалуйста, ссылочку на ту сетевую версию, которой вы пользуетесь, а то я чего-то ничего подходящего не нашла, а мне сейчас как раз Домострой нужен, а переписывать его от руки в библиотеке чего-то ломает:)
kare_l
Nov. 1st, 2006 11:06 pm (UTC)
orangeelephante
Nov. 2nd, 2006 10:59 am (UTC)
спасибо!
mar_geee
Nov. 2nd, 2006 09:48 am (UTC)
Не про морс
А про развесистую клюкву. Это не просто какой-нибудь "мошенник-француз", а Александр Дюма - отец. Роман "Учитель фехтования". :))
( 28 комментариев — Добавить комментарий )

Profile

kare_l
Максим Сырников
www.syrnikov.ru

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars